Достопримечательности ИспанииНевозможно перечислить все заслуживающие внимания достопримечательности Барселоны, так же как невозможно даже за неделю обойти все сосредоточенные здесь памятники культуры, архитектуры и истории. Но есть памятники, которые стали символами Барселоны и без посещения которых нельзя в полной мере оценить своеобразие и богатство этого города. И прежде всего архитектурные шедевры каталонской столицы связаны с именем гениального зодчего Антонио Гауди.
Гауди«Гауди — это наше все», до сего дня говорят барселонцы. Нет ни одной фигуры в каталонской культуре, которую можно было бы поставить рядом с этим гигантом, словно вышедшим из эпохи Возрождения, где его признали бы своим братом по духу и Леонардо, и Микеланджело! Антонио Гауди–и–Корнет родился 25 июня 1852 года не то в небольшом городе Реусе, не то в деревне поблизости от этого городка. Он был пятым и самым младшим ребенком в семье почтенного мастера металлообработки Франсиско Гауди–и–Серра. Свои проекты Гауди называл «органическими конструкциями». Немногие из современников, включая и заказчиков, сразу понимали замысел Антонио: слишком уж далеки были эти безумные каменные причуды от привычных строгих, прямоугольных домостроительных объемов. Но, подобно большинству уроженцев Реуса, Гауди был наделен упрямством и настойчивостью. Он неутомимо отстаивал и доказывал свою правоту; оттого стала неповторимой Барселона... Его предки, вплоть до прапрадедов, были котельщиками, мастерами — создателями больших и малых металлических котлов. Самые сложные изделия выполняли «на глазок», без чертежей. Антонио тоже не любил чертить; в частности, из–за отсутствия авторских схем до сих пор, уже второе столетие, никому не удается закончить великий барселонский собор! Еще будучи студентом, Гауди участвовал в создании барселонских чудес. Правда, официально он представал в качестве помощника более маститых архитекторов, но порученные ему части проектов воплощал вполне самостоятельно. Рука будущей «звезды» видна в причудливых постройках парка Цитадели, в знаменитом тамошнем Каскаде — соединении триумфальной арки и искусственного водопада; в парковых оградах, воротах и «водяном доме», откуда поступала вода для всех гидротехнических затей парка...
Каждый замысел Гауди можно назвать многослойным, вся глубина символического значения его построек и скульптур открывается не сразу: например, для того чтобы правильно «прочесть» дракона над знаменитыми воротами поместья графа Гуэль, следует знать, что этот мифический гад входит в состав эмблемы Каталонии — сцены боя святого Георгия со змеем; и то, что извивы чешуйчатого тела повторяют очертания созвездия Дракона...
Главным и неподражаемым плодом многолетней дружбы Гауди с графом Гуэль стало здание барселонской резиденции Гуэлей. Дворец издали отличим от других домов, поскольку его кровля буквально уставлена декоративными дымоходами и надстройками вентиляционных отверстий. Какой–то фантастический окаменелый лес! А в центре «леса» — конус, венчающий купол вестибюля, с блестящим шаром–солнцем и флюгером... Недаром одним из многочисленных прозвищ Гауди было: «вечный ребенок»!
Как и большинство творений мастера, дворец столь же практичен, сколь и пышен с виду. Польза и красота сочетались Гауди в пропорциях тончайших и верных... Огромные входные арки позволяли экипажам легко въезжать и спускаться по винтовому пандусу в конюшни, расположенные под домом. Просторен главный зал, завершенный куполом с отверстиями, даже днем создающими впечатление звездного неба. Дворец — не храм, но смело поставлен в зале орган — на верхнюю галерею, чтобы музыка лилась, точно из надземных сфер... Все, от изумительной лепки потолков до колонн сорока разных форм (!), от балконных перил до ручной отделки столовой, до многих предметов мебели, здесь разработано неистощимым Гауди! В 1984 году, наряду с парком Гуэль и домом Мила, решением ЮНЕСКО дворец Гуэль был объявлен достоянием человечества. Более высокой чести никакие рукотворные памятники не удостаиваются...
Собор Святого Семейства (Саграда Фамилиа) в Барселоне — альфа и омега исканий Антонио Гауди, opus magnum всей его жизни, труд, которому зодчий отдал свыше сорока лет! Он приступал к проекту храма — и одновременно строил «Каса Висенс», сооружал мини–дворец «Каприз» в сказочно–арабском духе для графа Диас–де–Кихано, планировал поместье Гуэля... Но на более позднем этапе, очевидно, уже оценивая каждый свой день, как драгоценность, подаренную Всевышним, Гауди весь отдался собору. От иных, самых выгодных предложений отказывался бесповоротно... С 1914 по 1926 год жил прямо на стройке, в нищенской конуре; забывал о сне и еде... Увы, первая и единственная, целиком построенная Гауди, колокольня собора, носящая имя святого Варнавы, была окончена за год до смерти мастера! Еще он успел увидеть, как выглядят в завершении нижняя церковь, апсида, часть галереи и портал часовни Богоматери Росарио... Строительство длилось десятки лет не только из–за своего колоссального объема, задуманного автором. Основатели храма, члены Ассоциации паломников святого Иакова, решили, что их детище будет сооружаться лишь на милостыню и пожертвования граждан. А пожертвования шли медленно... Сам Гауди принимал участие в сборе денег по подписке!
Но знал ли кто–нибудь, что возведение Саграда Фамилиа затянется на века и тем уподобит современный храм гигантским святыням Средневековья, над которыми трудилось много поколений: собору Парижской Богоматери, соборам в Реймсе и Шартре, Успенскому собору в Киево–Печерской Лавре?.. Воистину, не человеку, но Богу завершать подобные проекты. Недаром живет благочестивая легенда о том, что на шпилях готических колоссов строители намеренно не заканчивали самый верх! Быть может, опасались, что небеса примут слишком дерзкую, стремительную башню за новую Вавилонскую?
Колокольни Рождественского фасада были «сданы» лишь после смерти Гауди. Строительство продолжалось неторопливо: и по причинам денежным, и из–за нелюбви гения к подробным чертежам, и вследствие бурных политических событий. Во время Гражданской войны в Испании собор горел; погибли даже те немногочисленные рисунки и гипсовые муляжи, которые завещал Гауди продолжателям своего дела... Работы над фасадами церкви, над многими ее внутренними частями возобновились лишь в 1954 году! Страстной фасад, спроектированный Гауди в 1911 году, начали строить в 1952–м, а его скульптурные украшения появились в 1986–м...
Сегодня Саграда Фамилиа имеет в плане форму латинского креста; в соборе пять продольных нефов и три поперечных, три входа, его окружает крытая галерея. На каждом из трех величавых фасадов — по четыре башни, вздымающихся более чем на сто метров; эта дюжина каменных великанов посвящена двенадцати апостолам. Пять грандиозных ребристых, островерхих башен над трансептом построены во имя Иисуса Христа и евангелистов. Башня–колокольня Христа достигает 170 метров высоты... Антонио Гауди, и вообще–то неистощимый на выдумку, здесь реализовал всю свою вулканическую фантазию! Диковинными волнами переливаются, текут крыши церковно–приходских школ, устроенных при храме. Великолепны арки и витражи нижней церкви. Полукруглое завершение храма, где расположен алтарь, апсида, стала подножием для множества башенок–пинаклей: на них можно увидеть и сплетение цветов, и лепных ящериц или улиток!.. Вообще, излюбленный образ Гауди — каменный лес. Сотнями наверший, башенок и шпилей он расплескался по кровлям Саграда Фамилиа. А внутренность собора, по словам самого зодчего, должна была походить на «лес колонн», озаренный волшебным светом от витражей...
МОНАСТЫРЬ МОНТСЕРРАТМонтсеррат — старейший бенедиктинский монастырь Испании, расположенный на необычайной горе с таким же названием. Своеобразная красота этой горы, ее многочисленные каменные вершины были источником вдохновения для многих художников, музыкантов, поэтов, привлекали путешественников, паломников и скалолазов. Монтсеррат — это святое место для многих и многих верующих, которые поднимаются сюда, чтобы быть ближе к Богу. История монастырского комплекса Пресвятой Божией Матери, приютившегося на высоте 725 метров, восходит к тому времени, когда в 880 году пастухи обнаружили в одной из многочисленных пещер небольшую деревянную статую Мадонны с младенцем на руках, обладающую даром чудотворений. Когда епископ Манресы побывал на месте находки и убедился в чудотворной силе образа Девы Марии, он предложил перевезти статую в Манресу, но едва ее вынесли из пещеры, она стала столь тяжелой, что ее невозможно было поднять. Епископ истолковал это знамение как волю Богоматери остаться на горе Монтсеррат и распорядился возвести на месте находки первый скит.
В 1025 году аббат Риполя Олиба основал на месте скита новый монастырь Святой Божьей Матери Монтсеррат. С тех пор монастырь пережил много печальных и радостных событий — отделение и превращение в самостоятельное аббатство, строительство библиотеки, руины, оставленные войсками Наполеона и разрушительной Гражданской войной 1936 года. В настоящее время в монастыре проживает 80 монахов — служителей устава св. Бенедикта, проводящих свои дни в молитве и труде. Сюда же ежегодно стекаются тысячи жителей Каталонии поклониться «Моренете» или «смуглянке», как любовно называют каталонцы покровительницу своих земель. Священный образ «смуглянки» — это фигура, выполненная из дерева в романском стиле и относящаяся к XII веку. Черный цвет статуэтки, за который она получила свое название, связан с потемнением от времени лака на лике и десницах Девы Марии. Священный образ представляет восседающую на троне Святую Божью Матерь Монтсеррат и младенца Иисуса, сидящего у нее на коленях. В правой руке Богоматерь держит сферу, символизирующую космос, творение и идеальный объем. Левая рука Девы Марии тянется к плечу Иисуса, словно указывая, что посланник Бога на земле — ее сын. Иисус правой рукой благословляет, а в левой сжимает сосновую шишку — символ плодородия и вечной жизни. Вся фигура оставляет одновременно величественное и пронзительно–нежное впечатление.
Каждый год, 27 апреля, по всей провинции проходит празднование в честь Святой Божьей Матери Монтсеррат, являющейся покровительницей Каталонии. Начиная с 1947 года, торжества, посвященные этому дню, начинаются 26 апреля, когда в канун праздника монастырь заполняется юношами и девушками, жаждущими разделить эту атмосферу братства и дружбы. В этот день организуются музыкальные выступления, религиозные чтения и пение псалмов, и завершается день Евхаристией (Причастием). В день праздника проводятся многочисленные фольклорные и праздничные мероприятия, а также божественные литургии.